Цитаты  Афоризмы  Стихи  Стихи др. ЦИТАТЫ


Притчи
  1 
  2 
  3 
  4 
  5 
  6 


   Религия     Бог, Душа     Любовь, Доброта
      Радость      Свобода      Мысли, Слова


 ОШО
  Жизнь    Человек     Храбрость     Любовь
  Счастье, Радость    Смех    Здесь и сейчас
  Осознанность     Не ум        Эго       Страх 
      Религия        Сомнения        Интуиция 
      Ребёнок        Лечение         Проблемы 


 Ю. Орлов
  Обида    Вина    Стыд    Зависть, Гордость
  Любовь, Ревность      Страх       Привычки
   Управление     Самосовершенствование


 Д. Чопра
 Депрессия   Совершен. мозг   Семь этапов


 К. Антарова
  Семья, Дети    Путь радости    Движение


 В. Зеланд
  Маятники     Равновесие     Чувство вины


 Х.А.Ливрага, Д.С.Гусман
      Оптимизм         Мечты         Разное 


 П. Коэльо
    Жизнь     Мечты     Духовное     Разное 


 Х. Сильва
 Мышление    Счастье    Прошлое    Разное


 П. Успенский
   Сознание    Эзотеризм    Отриц. эмоции


 Другие авторы
  Н. Уолш "Беседы с Богом" книга 1,  книга 2
    И. Акимов, В. Клименко     Ронда Берн




 
Сознание     Пётр Успенский

        Мы созданы таким образом, что можем жить в четырёх состояниях сознания, но в том виде, какими мы являемся, мы применяем только два: одно – когда спим, и другое – когда мы являемся тем, что называем "бодрствующим", – то есть в нашем настоящем состоянии, когда мы можем говорить, слушать, писать и т. д.

        Третье состояние может быть названо самосознанием, и большинство людей, если их спросят, скажут: "Конечно, мы сознательны"! Необходимо достаточное время или повторные и частые усилия самонаблюдения, прежде чем мы действительно признаем факт, что мы не сознательны, что мы сознательны только потенциально. Если нас спрашивают, мы говорим: "Да, я сознателен", и в этот момент мы действительно таковы, но в следующий момент мы перестаём вспоминать себя и являемся несознательными. Таким образом, в процессе самонаблюдения мы осознаём, что не находимся в третьем состоянии сознания, что живём только в двух.

        Четвёртое состояние, которое называется объективным сознанием, недоступно для нас, так как оно может быть достигнуто только через самосознание, то есть через осознание сначала себя, и только значительно позднее мы можем достичь объективного состояния сознания.

        Человек является машиной в совершенно реальном, совершенно определённом смысле: он не может совершить какого-либо действия из самого себя, он только передающая станция, ничего больше и, как таковая, он является машиной. Если бы человек мог иметь идею или мог бы делать что-либо без внешних причин, действующих на него, тогда он не был бы машиной или не был бы полностью машиной.

        Если мы хотим иметь волю, если хотим быть свободными вместо того, чтобы быть марионетками, если хотим пробудиться, мы должны развивать сознание. Если мы сознаём, что мы спим, что все люди спят и что это значит, тогда объяснимы все абсурдности жизни.

        Сознание есть сила, и сила может быть развита только путём преодоления препятствий. Две вещи могут быть развиты в человеке - сознание и воля. Обе они являются силами. Если человек преодолевает несознательность, он будет обладать сознанием; если он преодолеет механичность, он будет обладать волей. Если он поймет природу сил, которых он может достичь, ему будет ясно, что они не могут быть даны; эти силы должны быть развиты путём усилия.

        Пробуждение является результатом личной работы, поэтому его трудно предсказать. Оно приходит постепенно. Полное пробуждение означает очень большое изменение, а это требует времени, так как оно означает приобретение новых психических функций. Поэтому мы можем изучать только степени или ступени, через которые человек должен пройти. Человеку может быть показан путь, но он должен работать для самого себя. Изучение само по себе является небольшим делом, ибо человек может изменить себя только через применение того знания, которое он получает. Человек может стать сознающим себя в данный момент. Это осознание себя является пробуждением – одним из атрибутов другого состояния сознания.

        Имеются две вещи, которые задерживают нас – незнание и слабость: мы не знаем достаточно, и мы не сильны достаточно. Вопрос в том, как узнать больше. Путём самоизучения – и это является единственным методом. Затем приходит борьба с отождествлением и воображением – главными причинами слабости.

        Развивайте внимание. Вы увидите тогда, что это даёт различные результаты. Думайте со вниманием. Не позволяйте себе думать механически. Механическое мышление преобразуется в воображение.

        Самонаблюдение связано с определённой практикой. Если вы только начинаете наблюдение того, как всё кругом происходит, вы поначалу многое пропустите, но если вы попытаетесь бороться против некоторых вещей, которые заметите за собой, например, против небольших привычек, вы сразу увидите многое из того, что обычно не замечаете. Каждый имеет много небольших привычек: привычку ходьбы, привычку двигать руками, привычку сидеть, стоять, говорить определённым образом. Эта борьба – не для каких-либо особых результатов, но просто для самонаблюдения. Возможно, позднее вы найдёте, что должны отделаться от некоторых привычек, но в настоящее время эта борьба должна быть просто для самоизучения.

        Мы не наблюдаем себя, так как жизнь слишком легка. Если вы голодны, замёрзли, устали, вы будете наблюдать себя. Но при цивилизации нет сильных физических ощущений. Мы сглаживаем все вещи, прежде чем они достигают той степени, которая заставит нас наблюдать.

        Всякого рода эмоциональный момент, эмоциональное потрясение заставляет вас осознать "я есть". Вы представляете себе это без какой-либо теории, стоящей за этим: если вы оказываетесь в весьма неожиданном месте, появляется чувство "я" и "здесь"; когда вы находитесь в необычных обстоятельствах, это всегда напоминает вам о вашем существовании. Но в привычных условиях мы всегда забываем об этом.

        Эмоциональные моменты время от времени приходят, но мы не используем их, так как не знаем, как использовать их. Если вы пытаетесь достаточно усердно помнить себя во время момента интенсивной эмоции, и если эмоциональное напряжение достаточно сильно, это оставит некоторый след и поможет вам помнить себя в будущем.

        Мы всегда забываем себя от одного момента до другого, и это состояние должно быть изменено. Каждый должен вспомнить себя – это начало и конец всего, так как когда человек имеет это, он имеет всё.

        Если мы хотим развить сознание и улучшить наши функции, почти с самого начала самонаблюдения нам советуют пытаться останавливать некоторые наши функции, которые не только бесполезны, но определённо вредны. Например, в наблюдении себя, особенно в наблюдении эмоциональной функции, пытайтесь останавливать насколько возможно всякое выражение отрицательных эмоций. Жизнь многих людей практически состоит из этого, они выражают отрицательные эмоции в каждый возможный момент, по любому случаю, – подходящему или неподходящему, они всегда могут находить что-либо ошибочное во всём.

        Начинайте с возможного, начинайте с одного шага. Попытайтесь делать немного, и результаты покажут вам. Всегда имеется некоторый предел, вы не можете делать больше, чем можете. Если вы попытаетесь делать слишком много, вы не сделаете ничего. Но постепенно вы увидите, что необходимы правильное размышление, правильные отношения. Это требует времени, так как в течение столь долгого времени люди находились во власти отрицательных эмоций, отрицательного воображения, лжи, отождествления и вещей, подобных этим. Но постепенно они исчезнут. Вы не можете изменить всё сразу.

        Вы начинаете с самонаблюдения – это нормальный путь – и через самонаблюдение вы поймёте, что не помните себя. Когда вы поймёте это и то, что в очень редкие моменты вспоминаете себя, тогда любой человек, который не является определённо предубеждённым, будет способен понять, что возможно увеличить эти моменты самовоспоминания. И тогда вы попытаетесь сделать это.

        Самовоспоминание есть попытка осознать себя. Самонаблюдение всегда направлено к некоторой определенной функции: либо вы наблюдаете ваши мысли, либо движения, либо эмоции, либо ощущения. Необходимо иметь определенный объект, который вы наблюдаете в себе. Самовоспоминание не делит вас, вы должны помнить целое, это просто ощущение "я", самого себя.

        Если вы поймёте, что вы теряете вследствие того, что не вспоминаете себя, и что приобретаете благодаря самовоспоминанию, у вас будет большой стимул для создания усилий к нему. Вы увидите, что отсутствие самовоспоминания подобно крепкому сну в самолёте высоко над землёй. Это и есть наше положение, но мы не желаем понять этого. Если человек понял это, тогда, естественно, он будет делать усилия пробудиться.

        Пытайтесь вообразить себя сознательными – это было бы правильным применением воображения. Мы развиваем силу воображения абсолютно неправильным и бесполезным образом, который всегда создаёт затруднения для нас. Но теперь, в виде исключения, попытайтесь применить её и вообразить себя сознательным. Попробуйте думать, как вы стали бы действовать, думать, говорить и т. д.

        Самовоспоминание требует усилия, поэтому, если вы продолжаете делать эти усилия, моменты сознания будут приходить более часто и становиться продолжительнее. Затем, постепенно, самовоспоминание перестанет быть чисто интеллектуальным – оно будет иметь пробуждающую силу.

        Чем больше вы понимаете, как неприятно и опасно быть машиной, тем больше у вас возможности измениться.

        Если вы сделаете регулярной практикой пытаться и вспоминать себя три или четыре раза в день, самовоспоминание будет приходить само по себе в интервалы, когда вы нуждаетесь в нём. Но это вы заметите позже. Вы должны сделать это регулярной практикой: пытаться и вспоминать себя, если возможно, в одно и то же время дня. И, как я сказал, практика остановки мысли будет создавать тот же эффект. Поэтому, если вы не можете вспомнить себя, попытайтесь останавливать мысли. Вы можете остановить мысли, но не должны разочаровываться, если сначала у вас ничего не получится. Остановка мыслей – очень трудная вещь. Вы не можете сказать себе: "Я остановлю мысли", и они остановятся. Вы должны всё время применять усилие. Поэтому вы не должны делать это долго. Если вы делаете это в течение нескольких минут, этого вполне достаточно, в противном случае вы будете убеждать себя, что делаете это, в то время как будете просто сидеть спокойно и думать, и быть очень счастливым от этого. А остановка мысли является просто созданием правильной атмосферы, правильного окружения для самовоспоминания.

        Вы должны различать внимание от отождествления. Внимание может быть управляемо, отождествление является механическим.

        Мы думаем, что являемся тем, что мы есть. К сожалению, мы не то, что мы есть, но то, чем мы стали; мы не естественны. Мы слишком спящи, мы слишком лживы, мы живём в воображении, мы слишком много отождествляемся. Мы думаем, что имеем дело с реальными существами, но в действительности имеем дело с воображаемыми существами. Почти всё, что мы знаем о себе, является воображением. Под всем этим нагромождением человек совершенно иной. У нас есть много воображаемых вещей, которые мы должны отбросить, прежде чем сможем прийти к реальным вещам.

        Для остановки выражения неприятных эмоций, воображения и тому подобных вещей сначала может быть сделано весьма мало. В основном, это самонаблюдение. Вы думаете, что можете изменить или остановить что-то, но это не так. Всё будет и дальше происходить автоматически, механически, и вы можете не заметить этого. Но если вы начнёте чему-то сопротивляться, вы начнёте это замечать. Так что вашей работой является самонаблюдение, а не достижение результатов. Не так легко получить результаты.

        Бесполезной функцией является разговор; мы говорим слишком много. Мы говорим, и говорим, и говорим, и мы никогда не замечаем этого. Обычно мы думаем, что говорим очень мало, даже слишком мало, но особенно те люди, которые говорят больше всего, думают, что они никогда не говорят. Это очень полезная тема для наблюдения. Вы увидите, как проходит ваш день, сколько механических вещей вы говорите в одних условиях и сколько других механических вещей в других условиях. Или вы заметите, что говорите и говорите, потому что это доставляет вам удовольствие или заполняет ваше время. Необходимо наблюдать это и останавливать по крайней мере некоторые из этих бесполезных разговоров. Разговор, воображение, ложь и выражение отрицательных эмоций являются нашими главными функциями.

        Одна из главных особенностей нашего бытия – мы не можем делать то, что решили.

        Мысль о том, что мы не можем "делать", очень важна, и мы должны постоянно возвращаться к ней.

        Если вы отыщите в своей жизни эпизод, когда вы пытались что-то делать и у вас ничего не вышло, это и будет для вас примером, поскольку вы увидите, как объясняли свою неудачу случайностью, считали исключением. Если такая ситуация повториться, и вновь у вас не получиться, и вы опять будете объяснять свою неудачу чистой случайностью. Очень полезно пересмотреть свою жизнь с этой точки зрения. Вы стремились к одному, а произошло совершенно иное… Когда вещи случаются заведённым порядком, нас несёт ход событий, но мы полагаем, что это мы определяем ход событий.

        Деланье начинается с того, чтобы идти против течения – сначала внутри себя, в личных вещах. Если мы управляем вещами, что внутри нас. Если ничего ненужного не случается внутри нас, мы становимся способными управлять вещами, что происходят снаружи, но сначала мы должны управлять вещами внутри себя. До тех пор, пока вещами внутри нас будет позволено "случаться", мы не сможем ничего контролировать снаружи.

        Вместо попыток "делать" старайтесь "не делать"! … Вы стараетесь делать те вещи, что считаете желательными; попытайтесь поступить иначе – не делайте те вещи, которые не желательны.

        Мы не можем ждать, пока мы изменимся. В настоящей работе заложен очень важный принцип – вы никогда не должны работать в меру своих сил, но постоянно сверх своих сил. … Если вы делаете лишь то, что посильно для вас, вы останетесь там же, где находитесь сейчас. Необходимо делать невозможное. Вы не должны подходить к слову "невозможно" с слишком большой меркой, но даже малая его мерка будет значить многое.

        Старайтесь каждое утро подсчитывать, сколько энергии вы намереваетесь вложить в работу по сравнению со всем остальным. Вы увидите, что даже элементарным вещам, если брать затрачиваемое время, вы уделяете слишком мало внимания для работы, если вообще уделяете, а всё оставшееся время отводите совершенно бесполезным вещам… Отсутствие учёта, отсутствие простой статистики – вот причина нашего непонимания того, почему при всех своих самых благих намерениях и наилучших решениях в итоге мы ничего не делаем. Как можно вообще что-либо делать, если мы не находим для этого ни времени, ни сил.

        Что значит работать практически? Это значит работать не только над интеллектом, но также над эмоциями и над волей. Работа над интеллектом означает мышление по-новому, создание новых точек зрения, разрушение иллюзий. Работа над эмоциями означает невыражение отрицательных эмоций, неотождествление, отсутствие учитывания и, позднее, работу над самими эмоциями. Но что значит работа над волей? Это означает работу над своими поступками.

        Воля есть направление объединенных желаний, а так как наши желания постоянно меняются, мы не имеем никакого постоянного направления.

        Необходимы три вещи: знание, сознание и постоянное "Я". Только те люди, которые имеют эти три вещи, могут иметь реальную волю; это означает волю, которая независима от желаний или чего-либо ещё.

        Допустим, вы сознаёте, что нечто является слабостью и что вы должны бороться с ней, но вы увидите, что не имеете достаточно энергии; вы можете тогда пытаться делать некоторую меньшую вещь, которая не столь трудна, и таким образом сбережёте энергию. Вообще говоря, мы упускаем возможность делать небольшие усилия. Мы пренебрегаем ими, не считаем их достаточно важными. Однако мы можем увеличить нашу способность совершать усилия только путём выполнения этих малых усилий, которыми мы пренебрегаем.

        Человек является очень сложной машиной; в действительности он не машина, но крупная фабрика, состоящая из многих различных машин, работающих с различными скоростями, на различном топливе, в различных условиях. Таким образом, это не только вопрос наблюдения, но и вопрос знания, и человек не может получить это знание из самого себя, ибо природа не сделала это знание инстинктивным – оно должно быть приобретено посредством разума. Инстинктивно человек может знать, что является кислым, сладким и тому подобные вещи, но инстинктивное знание на этом заканчивается. Поэтому человек должен учиться, и он должен учиться у того, кто учился прежде него.

        Человек хочет развиться, одного знания недостаточно, он должен также работать над изменением своего бытия. Но изменение бытия столь трудно, почти невозможно, если бы не было знания, чтобы помочь ему. Поэтому знание и бытие должны расти рядом, хотя одно совершенно отделено от другого. Ни знание, ни бытие в отдельности не могут дать правильного понимания, так как понимание есть результат одновременного роста знания и бытия.





  Цитаты  Афоризмы  Стихи  Стихи др.