Цитаты  Афоризмы  Стихи  Стихи др. ЦИТАТЫ


Притчи
  1 
  2 
  3 
  4 
  5 
  6 


   Религия     Бог, Душа     Любовь, Доброта
      Радость      Свобода      Мысли, Слова


 ОШО
  Жизнь    Человек     Храбрость     Любовь
  Счастье, Радость    Смех    Здесь и сейчас
  Осознанность     Не ум        Эго       Страх 
      Религия        Сомнения        Интуиция 
      Ребёнок        Лечение         Проблемы 


 Ю. Орлов
  Обида    Вина    Стыд    Зависть, Гордость
  Любовь, Ревность      Страх       Привычки
   Управление     Самосовершенствование


 Д. Чопра
 Депрессия   Совершен. мозг   Семь этапов


 К. Антарова
  Семья, Дети    Путь радости    Движение


 В. Зеланд
  Маятники     Равновесие     Чувство вины


 Х.А.Ливрага, Д.С.Гусман
      Оптимизм         Мечты         Разное 


 П. Коэльо
    Жизнь     Мечты     Духовное     Разное 


 Х. Сильва
 Мышление    Счастье    Прошлое    Разное


 П. Успенский
   Сознание    Эзотеризм    Отриц. эмоции


 Другие авторы
  Н. Уолш "Беседы с Богом" книга 1,  книга 2
    И. Акимов, В. Клименко     Ронда Берн




 
Религия  ОШО

        И чувствовать жизнь и жить жизнью во всех её проявлениях, жить ею с таким напряжением и страстью, что каждое мгновение становится мгновением вечности, – вот что должно быть целью религии.

        Нет другого способа быть религиозным. Всё, что вы слышали о религии, читали о религии, должно быть полностью отброшено.

        Если вы не очиститесь, не сотрёте все записи из вашего сознания, вы никогда не узнаете, что такое религия.

        Религиозный вопрос – это не тот вопрос, на который может дать ответ кто-то другой. Никто другой не может любить за вас. Никто другой не может жить за вас.

        Вы должны жить своей жизнью, и вы должны искать и отыскивать фундаментальные вопросы жизни.

        Если Бог просто даётся вам, готовым к употреблению, то это ничего не стоит, это не имеет ценности. Но именно так и делают.

        То, что вы называете религиозными идеями, не является таковыми, они лишь суеверия, пронесённые через века, – на протяжении такого большого времени, что как раз сама их древность сделала их похожими на истину.

        Надо отбросить все предрассудки. Как вы можете узнать истину, если вы уже решили, какова она? Если вы уже действуете из убеждения, вы никогда не достигнете истины – никогда! Это невозможно.

        Нужно понять слово "религия". Слово это значительно: оно означает объединение вместе разрозненных частей таким образом, чтобы эти части больше не были частями, но стали целым. Каждая часть по отдельности мертва; соединённые вместе, они дают новое качество, качество целого. Внести это новое качество в вашу жизнь и есть цель религии.

        Цельным человеком нельзя манипулировать с помощью таких по-детски глупых стратегий: если ты сделаешь это, достигнешь небес и всех удовольствий там; если ты сделаешь то, попадёшь в ад и будешь страдать вечно. Цельный человек просто посмеётся над всей этой чепухой.



        Ваша психологическая потребность заключается в том, что кто-то должен дать вам надежду, веру, своего рода опиум, чтобы вы могли уснуть. По крайней мере на время вы можете отложить все ваши страхи. С вами мессия, сын Бога – чего теперь бояться?

        Мессия показывает вам путь, показывает вам цель, даёт вам почувствовать себя значительным, почувствовать, что вы не случайны, что Бог имеет что-то, что должно быть исполнено через вас. Он удовлетворяет вашу психологическую потребность. Он не уничтожает ваш страх, вашу бессмысленность, вашу безнадежность. Он просто даёт вам красивую обёртку; он укрывает ваш психологический вакуум.

        Чем больше вас собирается вокруг него, чем больше последователей, тем больше он убеждается, что он не душевнобольной. Иначе обязательно будет подозрение: "Какие у вас есть доказательства, что вы сын Божий? Может быть, это просто представление вашего ума". Но теперь у него есть некоторое доказательство – верующие. По мере того, как их число продолжает увеличиваться, по мере того, как последователей становится больше и больше, он получает твёрдое доказательство: так много людей, миллионы людей не могут ошибаться.

        Вы видите порочный круг? Он становится более представительным, более определённым, более фанатичным. И чем более представительным, определённым и фанатичным он становится, тем больше людей должно попасться в его ловушку, поскольку им нужен авторитет. Им нужна фигура отца, кто-то, кто поведёт их. Сами по себе они не знают, куда идти, зачем идти, чем быть.

        Люди не хотят быть самими собой. У них не хватает мужества прокладывать свой собственный путь, идти и прокладывать. Они хотят, чтобы их вели. Но они не знают, что если человека вести, то медленно, медленно, даже если у него и есть глаза, он будет терять их.

        И вам нужно также понимать, что каждый индивидуум настолько уникален, что если вы начнёте следовать за кем-нибудь, то вы автоматически будете имитировать. Вы потеряете свою индивидуальность. Вы начнёте превращаться в обманщика, лицемера. Вы не будете собой, вы будете кем-то другим. Вы начнёте расщепляться.



        Я не мессия, я не даю вам никакой надежды. И я хотел бы настоятельно напомнить вам, что никто не может спасти вас, – вся эта идея неверна. Вы создали своё рабство, как я могу освободить вас?

        Вы сбросите своё рабство и будете свободными. Вы любите ваши цепи и хотите, чтобы я спас вас. Вы говорите абсурдные вещи.

        Отбросьте идею о том, что кто-то другой отвечает за ваши несчастья и страдания; отбросьте идею о том, что кто-то другой может дать вам смысл жизни.

        Воспримите то, что вы один – рождены один и умрёте один.

        Всю свою жизнь я жил среди миллионов людей, но никогда, ни на единое мгновение, я не забывал, что я один, что моя уединённость недостижима для других, никто не может войти в неё.

        И между рождением и смертью, между двумя этими точками вы абсолютно одиноки, может ли быть жизнь какой-то другой? В каждое мгновение вы одиноки.

        Поэтому воспринимайте это с радостью; входите в одиночество так сильно, как это только возможно, столько раз, сколько возможно.

        Это храм моей религии. Он не сделан из камней или мрамора; он сделан из вашего сознания.

        Я не обещаю вам ничего в будущем. И я не прошу у вас ничего взамен, мне не нужно даже "спасибо", поскольку это я благодарен вам, что вы разделили что-то со мной.

        Моя религия – это религия тех, с кем можно поделиться, а не тех, кто будет следовать за мной. Это – религия любви.

        Сама идея следования делает меня больным. Это болезнь. Вам нужно быть самим собой, и когда вы расцветёте, вы не будете таким, как я, или Иисус, или Будда. Вы будете точно таким, каким вы и являетесь: такого, как вы, никогда не было раньше, такого, как вы, никогда не будет снова. Для вас это единственная возможность. Вы неповторимы.

        Никто не может спасти человечество от страданий. Пока каждый человеческий индивидуум не решит, что он отвечает за свои собственные страдания, и не отбросит всю ту чепуху, которая эти страдания создаёт.



        Когда я говорю, что Бога нет, я отрицаю личность Бога. Я говорю, что Бога нет, но есть потрясающая божественность.

        Когда вы говорите "Бог", вы используете имя существительное, нечто статичное, мёртвое. Когда я говорю "божественность", я обозначаю этим словом нечто живое, текущее, движущееся.

        Я не на стороне таких Богов, которые порождаются проецированием крошечного человеческого ума. И конечно же, крошечный человеческий ум ограниченно придаёт Богу только те свойства, которые являются его свойствами.

        Божественность – это не то, что могут доказать или опровергнуть документы. Это то, что вы можете пережить.

        Нет личности Бога, но есть потрясающая энергия – распространяющаяся, никогда не кончающаяся, расширяющаяся. Эта распространяющаяся, никогда не кончающаяся, расширяющаяся энергия, энергия созидания, и есть божественное.

        Человек никогда не видит Бога; ощущается только притяжение его. Но этого достаточно, этого больше чем достаточно. Но для того, чтобы почувствовать это притяжение, вы должны находиться в определённом состоянии. Это невозможно выучить, читая священные книги; это не доктрина, не учение. Никто не может объяснить этого: вы сами должны почувствовать притяжение.

        Религиозное переживание – это истина. Когда вы открываете его, вы не обнаруживаете, что оно христианское, или индусское, или мусульманское, или буддийское. Оно не имеет ничего общего со всеми этими словами.

        Псевдорелигии дают вам готовые к применению формулы, а я хочу дать вам настоящее переживание, но не могу дать вам его. Я могу только показать вам путь, могу объяснить, как это случается, и после этого оставить вас свободно экспериментировать, если хотите.



        Все религии всеми возможными путями дают вам идеалы гораздо выше человеческих. Единственным результатом попыток быть сверхчеловеком является то, что вы упускаете возможность быть человеком.

        Идеалы всё портят. Раз вы имеете идеал, который нужно достигнуть, то вы никогда не будете в покое, вы никогда не будете дома, вы никогда не будете удовлетворены. Неудовлетворенность следует за идеалами как тень, и чем больше вы не удовлетворены собой, тем более невозможным становится достичь идеала: это порочный круг. Если же вы не недовольны собой, если вы принимаете себя таким, каков вы есть, то идеала можно достичь немедленно. И я подчеркиваю слово "немедленно": без какой-либо временной задержки, непосредственно в данный момент, здесь и сейчас вы можете осознать, что вы совершенны; это не есть нечто, что должно быть достигнуто в будущем, это то, что вы всегда носили с собой. Совершенство заложено в вашей природе – вы совершенны.

        В этом различие между псевдорелигией и подлинной религией. Псевдорелигия утверждает, что вы должны быть совершенны, и порождает чувство вины, потому что вы не являетесь совершенным. Это порождает принципы морали, потому что вы не совершенны; это порождает глубокое страдание, постоянные колебания и страх, потому что вы не совершенны; это порождает преисподнюю и небеса.

        Подлинная религия утверждает, что вы уже совершенны, что вам не надо такими становиться. Вы не можете быть несовершенным, потому что то, что идёт от Бога, не может быть несовершенным. Если Бог создал мир, то как он может быть несовершенным? И если вы произошли от Бога, то как вы можете быть несовершенным?

        Принимайте себя таким, каким вы являетесь, и принимайте всецело, безусловно. Вы такой, каким Бог хотел видеть вас – в точности такой. Именно таким вы нужны здесь в данный момент.

        Чем больше вы стараетесь изменить себя, тем больше вы забираетесь в порочный круг. И тогда появляется чувство вины; а когда вы испытываете чувство вины, вы чувствуете себя осуждаемым, а когда вы чувствуете себя осуждаемым, жизнь превращается в ад. Ада нигде нет – он появляется при неправильном отношении к жизни. Тогда вы живёте в аду, тогда вся ваша жизнь превращается в кошмар.

        Каждое общество всё время декларирует: это хорошо, это плохо. Но как предохранить вас от совершения того, что они называют плохим? Проблема в том, что то, что они называют плохим, по большей части является естественным – и поэтому привлекает вас. Это плохо, но это естественно – естественное же обладает глубокой привлекательностью. Им нужно создать много страха, чтобы он стал сильнее естественной привлекательности. Поэтому и должен был быть изобретен ад.

        Хорошо и плохо – это не вечные понятия. В один момент что-то хорошо, в следующий момент это не хорошо. Что-то хорошо в одном контексте, а в другом контексте это может стать своей прямой противоположностью.

        Так как время меняется, правильности меняются, неправильности меняются. И вы можете видеть это в вашей собственной жизни – каждый день всё меняется, а вы продолжаете цепляться за ваши фиксированные идеи. Человек, живущий с фиксированными идеями, живёт мёртвой жизнью. Он никогда не спонтанен и никогда не бывает правильно связан с существующей ситуацией. Он никогда не способен откликнуться; он действует из своих старых заключений, которые больше неуместны. Он не смотрит на ситуацию саму по себе.

        Законы мертвы. Раз вы определили их, они стали фиксированными. Они не изменяются вместе с контекстом, с ситуацией, со временем. Они не могут меняться, они – не живые существа.

        Я учу вас осознанности – не навешиванию ярлыков, не категоризации.

        Если вы действуете полностью осознано, тогда всё, что вы делаете – правильно. Если вы двигаетесь механически и делаете всё не осознанно, как будто вы лунатик, сомнамбула, тогда всё, что вы делаете – неправильно.

        Но если вы идёте к священникам, они учат вас, что правильно, а что неправильно. Они не дадут вам прозрения, они дадут вам мёртвые категории. Они не дадут вам свет, чтобы вы могли видеть в любой ситуации, что делать, а что не делать; они хотят, чтобы вы зависели от них. Они не дают вам проникновения в суть вещей, идей, так что вы должны оставаться зависимыми навсегда. Они дают вам костыли, но они не помогают вам стоять на собственных ногах.

        Естественные инстинкты, такие, как секс, голод... Эти религиозные люди учат вас поститься. И это против природы. Поститься так же плохо, как и переедать. Это значит, что что-то не в порядке с вами психологически. Может быть, вы чувствуете такую пустоту, что постоянно набиваете себя всем, что попадается под руку, пытаясь заполнить эту психологическую пустоту.



        Почему религии наставляют вас против ваших естественных инстинктов? По простой причине – чтобы привить вам чувство вины.

        Позвольте мне повторить это слово "вина". В этом слове весь фокус того, как они уничтожают вас, эксплуатируют вас, формируют вас по своему шаблону, оскорбляют вас, создают в вас неуважение к самим себе.

        Когда возникает чувство вины, когда вы начинаете чувствовать: "Я виновен, я грешник", – их работа сделана. Тогда кто может спасти вас? Тогда нужен спаситель. Но прежде всего нужно создать болезнь.

        Священник сначала возбуждает чувство вины – это он бросает вам в лицо угольный дёготь. Теперь нужен кто-то, кто очистит его. И это не обычное видимое лицо; постоянно забрасывают угольным дёгтем вашу невидимую реальность. Вы сами не можете найти способа очистить её, ведь вы не знаете, что есть эта реальность.

        Если не возбудить в человеке чувства вины, его невозможно поработить психологически. Невозможно заключить его в тюрьму определённой идеологии, определённой системы веры.

        Но когда в уме человека создано чувство вины, тем самым у него забирается вся смелость. В нём уничтожается всё рискованное. В нём подавляется всякая возможность быть когда-либо индивидуальным по-своему.

        И чтобы возбудить чувство вины, нужна всего лишь одна простая вещь: нужно начать называть ошибки, заблуждения – грехами.

        Грех означает, что это не просто ошибка, – вы пошли против Бога, вот значение слова грех. Адам и Ева совершили изначальный грех: они ослушались Бога. Всякий раз, когда кто-то обвиняет вас в совершении греха, он так или иначе говорит, что вы ослушались Бога.

        Никто не знает, кто есть этот Бог, что за него и что против него. На Земле имеются триста псевдорелигий. Только подумайте о трех сотнях наук, о трех сотнях школ физики, которые обвиняют друг друга, отыскивают друг у друга ошибки, провозглашают: "Только наша школа истинная, а все остальные уводят человечество в сторону".

        Какая будет ситуация на Земле, если будет три сотни школ физики, три сотни школ химии, три сотни школ медицины, три сотни школ математики, – что это будет за ситуация? Вся Земля сойдёт с ума. А в том, что касается религии, именно так и случилось.

        Уже того, что так много религий, достаточно для доказательства, что что-то не так в самой основе, что мы оказались неспособными открыть истину о религии, ведь истина может быть только одна – счет на сотни может идти только в отношении лжи. Вымыслов вы можете создать столько, сколько захотите, это ваша фантазия. Но истина – это не ваша фантазия.

        Истина – это откровение. Она уже есть. Вам не нужно выдумывать её; её нужно открывать.

        Если вы послушаете все религии, то не сможете даже вздохнуть, поскольку всё, что вы делаете, – грех. По счастью, вы обусловлены только одной псевдорелигией, поэтому вы не осознаёте, что есть и другие идиоты – вы не одни, – делающие то же самое. У них другие правила, но они играют в ту же самую игру.

        Грех – это стратегия вашего уничтожения, вашего разрушения, убийства вас, как индивидуальности.

        И тогда вы в руках священника. Тогда вы делаете всё, что он скажет. Вы не можете спорить, потому что это написано в священных книгах. А спорить со священными книгами – снова грех. Священная книга должна рассматриваться как личность.

        Вот так всё устроили религии: совершайте грех. Если вы не грешите, то они вам покажут, что вы всё-таки, не зная того, грешите. Должны же вы просто что-то делать – этого и достаточно! Из этого что-нибудь можно будет извлечь. Если вы вовсе ничего не делаете, то и этого будет достаточно.



        Если ваше общество сформировало вас на какую-либо глупость, а вы не хотите её делать, то ваше сознание будет терзать вас.

        Вы должны понимать эти два слова: сознание и совесть. Сознание – это ваше. Совесть даётся вам обществом. Это то, что налагается поверх вашего сознания.

        Различными обществами на ваше сознание налагаются различные идеи, но каждое из обществ то или иное всегда взваливает на вас. А раз что-то взвалено поверх вашего сознания, вы уже не слышите своё сознание, оно далеко от вас. Между вашим сознанием и вами стоит толстая стена совести, которую общество навязало вам с самого вашего детства, – и эта стена работает.

        Если ваше сознание разрешает вам что-то делать, это правильно – делайте это. И не беспокойтесь ни о каких святых писаниях, ни о каких пророках. А если ваше сознание не разрешает, не делайте этого. Но я совершенно не использую слово грех. Даже если вы делаете что-то плохое, это обыкновенная человеческая ошибка, ради которой не нужно изобретать ада, не нужно изобретать небес, не нужно кому-то приходить и спасать вас, искупать ваши грехи, освобождать вас. Вы сами – тот единственный, кто позволяет другим накладывать на себя оковы.

        Пожалуйста, запомните одно: другие могут наложить на вас оковы, но никто не сможет спасти вас.

        Только вы сами можете спасти себя – и только лишь одним путём: запретив другим сковывать вас, налагать на вас всё более и более тяжелые цепи, воздвигать вокруг вас все более и более высокие стены.

        Вы – мессии для самих себя, вы сами – своё спасение.

        Чем труднее, чем невозможнее – тем притягательнее: в самой невозможности – очарование. Для эго неинтересно простое, неинтересно обыкновенное, повседневное, то, что делает каждый.

        Все религии в мире эксплуатировали ваше эго. А эго очень неравнодушно к тому, что его эксплуатируют; оно просто готово к тому, чтобы его эксплуатировали: покажите ему цель, дайте ему путь, сделайте этот путь трудным, почти невозможным. Я говорю почти невозможным; я не говорю абсолютно невозможным, поскольку, если вы сделаете путь абсолютно невозможным, эго потеряет надежду. Вы должны держать зажжённой свечу надежды. Трудно, но возможно – почти невозможно, но всё-таки возможно. Возможно только для редких сверхчеловеческих созданий.

        Все религии выучили эту простую стратегию, с помощью которой они завлекают человека. И они хотели бы, чтобы этот интерес сохранялся всю его жизнь. Здесь нет того, чего вы достигаете сегодня и с чем кончаете завтра. Религия не имеет дела с товаром, который можно получить сегодня и который кончится завтра. Она имеет дело с товаром, который вы никогда не получаете, вы получаете лишь надежду на него.

        И вы всё время надеетесь, пока не придёт смерть и не уничтожит вас.

        Сказать, что просветление обыкновенно, – значит удалить саму основу всех религий, все их великие священные писания, великих учителей, раввинов, мессий. Какой смысл будет во всех этих людях, если просветление – обыкновенное, простое, человеческое переживание?

        Нет, все они будут отрицать, что оно простое и человеческое. Все они будут настаивать на том, что переживание – это сверхчеловеческое, труднодоступное.

        Я не давал вам никаких сверхчеловеческих идей. Я никогда никаким образом не убеждал вас выходить за пределы обыкновенного. Как вы можете обмануть мои ожидания?

        Иисус говорит: "Любите врагов своих, как самих себя". Может быть, вам трудно найти противоречие. Сначала вы воспринимаете кого-то, как своего врага. Само это восприятие означает, что вы возненавидели его. А теперь Иисус говорит: "Любите его". Он говорит: "Любите человека, которого вы ненавидите". В непосредственном переводе его высказывание означает: любите человека, которого ненавидите.

        Для того, чтобы простить кого-нибудь, сначала нужно стать разгневанным, взбешённым, настроенным против, ненавидящим, обиженным, может быть, даже мечтающим уничтожить другого. Если всего этого нет, то как прощать?

        Я не могу прощать никого в мире. Я не вижу ни одной причины, по которой я должен прощать кого-либо; во мне нет ни единой раны, ни единой обиды. У меня нет ни одного врага в мире. Есть миллионы людей в мире, которые думают, что они – мои враги, но что касается меня, то я думаю, что нет никого, кто был бы моим врагом. Поэтому, если я попытаюсь прощать, то кого мне прощать?

        И я никогда не делал так, чтобы кто-то отвечал передо мной. Постарайтесь понять мой основной подход. Все религии говорят, что вы несёте ответственность перед Богом, перед Иисусом, перед Буддой, перед родителями, перед учителями, перед теми и перед этими. Никто из них не сказал, что вы несёте ответственность только перед собой.

        Вы не отвечаете перед родителями, поскольку они не спросили вас: "Мы собираемся дать тебе жизнь, готов ли ты прийти в мир или нет?" Вы пришли к ним совершенно случайно.

        Я говорю вам, что вы отвечаете только перед собой.

        Служение – это грязное слово. Никогда не используйте его. Да, вы можете соучаствовать, но никогда не унижайте человека служением ему. Это унижение.

        Когда вы служите кому-то и чувствуете великое... вы низводите другого до положения презренного человека, недочеловека. А вы такой превосходный, вы пожертвовали своими собственными интересами и служите бедным. Вы просто унижаете их.

        Если у вас есть что-то, что даёт вам радость, покой, восторг, делитесь этим.

        И помните, когда вы делитесь, нет объяснения, нет мотива. В самом этом разделении есть удовлетворение, за ним нет иной цели; оно не ориентировано на какую-либо цель. Оно имеет целью самое себя.

        И вы будете чувствовать себя обязанными человеку, готовому разделять с вами. Вы не будете чувствовать, что он обязан вам, – вы ведь не служили ему. И только люди, верящие в разделение, в соучастие, а не в служение, могут разрушить все эти поводы к служению, все эти безобразные поводы, опутывающие землю.

        Прежде всего, будьте исполненными, будьте удовлетворёнными. Прежде всего, будьте. Тогда из вашего существа будет исходить аромат, который достигнет многих. И это не будет служением, это будет сущая радость разделения. И нет ничего более радостного, чем делиться своей радостью.

        И красота в том, что чем больше вы разделяете своё внутреннее богатство, тем больше его у вас. Чем больше вы даёте, тем больше вы имеете его. Если вы накапливаете, вы теряете его.

        Если у вас есть деньги и вы раздаёте их людям, конечно, их у вас будет меньше. Это обыкновенная экономика. Но если у вас есть безмолвие, покой, любовь, радость, восторг – раздайте их и посмотрите, что случится. Чем больше вы раздаёте это, тем больше существование изливает это в вас.





  Цитаты  Афоризмы  Стихи  Стихи др.